Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».
Повышение квалификации
Периодичность повышения квалификации
В соответствии с требованиями нового федерального образовательного стандарта (ФГОС), педагоги обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года (подпункт 2 пункта 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).
Учитель имеет право повышать квалификацию и чаще, однако периодичность в течение трёх лет устанавливает школа.
Педагог не может отказаться от прохождения программы ДПО, если его направил работодатель. Отказ от курсов без уважительной причины рассматривают как дисциплинарный проступок. Таким образом, учитель не исполнил по своей вине трудовые обязанности, возложенные на него по трудовому договору. За это учителя можно привлечь к дисциплинарной ответственности.
Виды и формы повышения квалификации
Существует две основных формы повышения квалификации педагогов:
- Форма самообразования. В этом случае, работник самостоятельно изучает теоретический и практический материал, самосовершенствует свои навыки и способности, разрабатывает новые способы организации учебно-воспитательного процесса.
- Форма организованного стороннего профессионального обучения. При этой форме организации, работник повышает свою квалификацию путем прохождения:
- Стажировки;
- Краткосрочных курсов – до 72 часов;
- Долгосрочных курсов – свыше 72 часов;
- Дистанционных курсов, удаленного обучения;
- Накопительной системы повышения уровня квалификации (конкурсы профмастерства, мастер-классы, научные конференции, проблемные семинары, индивидуальное самообразование).
Стажировка носит практическую направленность. Она предполагает получение навыков применения теоретических знаний в определенных видах и направлениях деятельности, использования отечественного и мирового передового опыта, чтобы получить навыки работы по занимаемой должности. Продолжительность прохождения стажировки определяется организацией в зависимости от должности и целевого назначения обучения. Кроме того, стажировка может происходить при необходимости профессиональной переподготовки кадров. Это осуществляется при необходимости получения новой квалификации работником, знаний в другой области деятельности.
Различные курсы повышения квалификации нацелены на обучение по специализированным программам. Они могут быть разной временной продолжительности в зависимости от объема материала, предметной области, тематики и целей обучения.
Дистанционное обучение проводится организацией при невозможности организовать реальное обучение и необходимости донести новую информацию (например, инновационные методики преподавания, порядок организации урока) до работников.
Накопительная система обучения состоит из комплекса учебных программ, которые выбираются работником самостоятельно по конкретному направлению повышения квалификации. Работник обязательно должен включить в состав своей программы обучения вариативный и два инвариативных раздела. Они включают в себя программы обучения, содержащие информацию о фундаментальных проблемах развития современной системы образования, психологические и педагогические теории, применение информационных ресурсов в образовательной сфере, а также информацию, касающуюся непосредственно глобальных проблем конкретного дисциплинарного направления обучения.
Курсы повышения квалификации
- Форма обучения
- Очно-заочная
- Длительность курса
- 144 часа
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации ориентирована на совершенствование педагогических компетенций классных руководителей для успешной реализации курса внеурочных занятий «Семьеведение».
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников.